Участившиеся в последнее время судебные решения в отношении интернет и хостинг-провайдеров в различных регионах страны ставят под угрозу само существование и развитие Интернета в России.

Так, последнее решение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре от 16.07.2010 об ограничении доступа всех абонентов компании «РА РТС «Роснет» к сайтам youtube.com, lib.rus.ec, zhurnal.ru, thelib.ru и web.archive.org в полном объеме, а не к конкретным веб-страницам, где были размещены материалы, занесенные в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ, на наш взгляд, ограничивает право пользователей на доступ к информации, т.е. напрямую нарушает ст.29 Конституции РФ.

Безусловно, бороться с экстремизмом и другими видами нелегального контента необходимо, и хостинг-провайдеры постоянно совершенствуют технологические решения в этой области. В частности, YouTube запрещает размещать и призывает пользователей отмечать видеоролики, содержащие проявление ненависти (подробнее смотрите Принципы Сообщества YouTube). Все уведомления, поступившие от пользователей, оперативно рассматриваются модераторами, и, в случае нарушения указанных требований, видео незамедлительно удаляется с сайта.

Ограничение доступа ко всей платформе, предоставляющей пользователям возможность размещать контент и обмениваться информацией, на основании хотя бы одного материала, содержание которого органы государственной власти сочтут экстремистским, является чрезмерным и равносильным запрету всего Интернета. В результате, закрытия доступа к YouTube на Дальнем Востоке абоненты компании «РА РТС «Роснет» лишаются доступа к огромной части информационного и образовательного контента, в частности, видеоканалам органов государственной власти, телекомпаний и ведущих ВУЗов страны.

Наш опыт взаимодействия с государственными органами в Европе и США показывает, что наиболее эффективная форма регулирования Интернета, позволяющая всемирной сети развиваться и двигать вперед инновационную экономику, - это сочетание саморегулирования и активного гражданского самосознания пользователей, при минимальном контроле со стороны государства.